Как улучшить память ребенка

Этот вопрос интересует многих родителей. Особенно остро он встает с поступлением малыша в школу, где требуется запоминать большие объемы информации.

Приведенные ниже упражнения часто используются воспитателями детских садов и начальных классов школы для развития всех видов памяти у детей. Вожатые в летних лагерях также часто включают их в комплекс развивающих мероприятий. Потренируйтесь и Вы со своим ребенком.

«10 СЛОВ»

Зачитайте ребенку спи­сок, например: утро, коро­ва, летчик, лыжи, трамвай, река, картина, кольцо, са­довник, карандаш. А затем попросите его повторить. Если дошкольник 6-7 лет в состоянии воспроизвести 5-6 слов - это замечатель­ный показатель кратковре­менной памяти. Напомните ему те слова, которые он за­был. А примерно через час вернитесь к упражнению. Теперь пусть ребенок без подсказки вспомнит все, что он называл. Долговре­менная память считается очень хорошей, если малыш вспомнил хотя бы 7-8 слов.

«ПОВТОРИ ЗВУКИ»

Предложите ему закрыть глаза и не открывать их в течение минуты. Ваша зада­ча - издать ряд звуков: по­шуршать газетой, постучать ложечкой о стенку чашки, пощелкать пальцами, позве­неть в колокольчик... По­просите ребенка повторить изданные вами звуки в той последовательности, в кото­рой он их услышал.

МЕТОД ЦИЦЕРОНА, ИЛИ ВСЕМУ СВОЕ МЕСТО

Заключается он в том, чтобы мысленно расположить образы, которые необхо­димо запомнить, в хорошо знакомом пространстве - например, в собствен­ной комнате.

Предложите ребенку запомнить 10 слов, к примеру: зонт, стрекоза, море, слон, конфета, сад, ворона, кастрюля, апель­син, ложка. И объясните, как все выше­перечисленное нужно «размещать» в помещении, чтобы потом без труда из­влечь из памяти: «Большой зеленый зонт мы «повесим» на ручку двери, стрекозу увеличим до гигантских размеров и «посадим» на ко­вер, висящий на стене. Море пусть бушует в телевизоре, слон (его мы умень­шим до размеров спичечного коробка) будет прогуливаться под сенью фикуса, растущего на подоконнике. Огромную конфету в ярком фантике мы «разме­стим» на балконе - она так велика, что едва там помещается. Цветущий сад «разобьем» на полу. Ворону «посадим» на люстру».

В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придется всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища. Пользуясь этим методом, нужно соблюдать правило: маленькие предметы лучше увеличивать до больших размеров, а большие уменьшать (что мы и проделали со слоном и стрекозой)

«10 КАРТИНОК»

Возьмите 10 изображе­ний различных предметов. Пусть ребенок рассмотрит их, а спустя 30 секунд назо­вет то, что удалось запом­нить. 6-7 картинок из 10 -прекрасный результат для 6-7-летнего возраста. Затем покажите те картинки, о ко­торых он забыл. А через час попросите вспомнить все изображения. Об отличных показателях долговремен­ной памяти можно говорить, если названо 7 и более кар­тинок.

«НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ»

Хорошие результаты могут принести регулярно выпол­няемые задания из серии «Что изменилось на картин­ке?», «Найди два одинаковых предмета» и пр. Их без труда можно отыскать в развиваю­щих книжках и детских жур­налах.

Она особенно развита у потерявших зрение. Но ее можно и нужно трениро­вать всем. Мы запоминаем ощущения, которые испы­тываем, прикасаясь к чему-либо. Возьмите несколько предметов с различной по­верхностью – деревянные и металлические, теплые и холодные, гладкие и шер­шавые. Предложите малышу закрыть глаза, потрогать их, а затем пусть он попытается угадать, что у него в руках

СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ

Еще один способ запомнить как можно больше слов,  картинок или предметов - придумать исто­рию с их участием, связный рас­сказ, где каждому из элементов отведена роль. Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых   изобра­жены кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин. Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она от­правилась в свою кроватку и за­снула. Во сне она увидела мышь в шляпе».

Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. И еще: чем невероятнее и забавнее получилась история, тем больше шансов, что ребе­нок воспроизведет все заданные слова.

ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Помните мультфильм про пластилиновую ворону, которая превращалась в корову, собаку, дворника и двух страусов - доброго и злого? Мнемотехнический прием, о котором пойдет речь, основан на том же принципе. Назовите первое слово и по­просите ребенка во что-то мысленно его «превратить». У предмета или существа могут отрастать уши, лапы, хвост... В своем воображении малышу разрешено всячески изменять его форму, размер, цвет, совсем как если бы из большого комка пластилина он поочередно создавал разные фигурки.

Например, первое слово «каран­даш». Вдруг он начинает растягиваться, делается мягким, гибким, очень тонким. Затем скручивается, сворачивается - и вот уже перед нами клубок ниток, из которого начинают расти иголки. Клубочек оживает и превращается в ежика. В зависимости от возраста можно совершать от 10 до 20 чудесных превращений, после чего юному волшебнику предстоит вспомнить весь ряд слов: карандаш, клубок, ежик и т. д. Если с легкостью названы все, надо усложнить задачу - следующую цепочку сделать длиннее на 3-4 элемента.

КСТАТИ

Феноменальной слуховой памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. 14-летним подростком он как-то оказался в соборе Святого Петра в Риме, где звучала прекрасная орган­ная музыка, ноты которой держались в тайне. Придя домой, юный музыкант записал услышанное им про­изведение по памяти. И как позже выяснилось, не сделал ни единой ошибки!

А зрительная память французского художника Гюстава Доре была тоже удивительна - живописец мог без труда написать точную копию картины, виденной им всего раз. Этот вид памяти напрямую зависит от нашей наблюда­тельности и способности к концентрации внимания. Развить столь ценные каче­ства также помогут специ­альные упражнения.